Из всех деталей и компонентов автомобиля моторное масло является самым труднодиагностируемым компонентом. Нельзя сказать, что оно (масло) совершенно не поддается исследованиям и диагностике. Крупные мировые, да и национальные игроки масляной индустрии в закрытых исследовательских лабораториях разрабатывают и тестируют огромное количество различных продуктов для автомобильных моторов. Но если сравнивать любую деталь автомобиля или компонент, узел, электрический или электронный блоки – все они доступны измерению и диагностике, в отличие от масла, которое рекомендуют проверять на цвет и на ощупь. Много ли узнаешь о качестве моторного масла на ощупь? Или на цвет? А если честно – как можно определить качество моторного масла, которое приобрел в магазине автовладелец или профессиональный гонщик?
Канули в лету миллионники (моторы, обеспечившие миллионный пробег автомобилю) – их место заняли те, что в лучшем случае дотягивают до 350–400 тыс. км пробега. Почему? Об этом уже давно безрадостно толкуют потребители автомобильной техники. А нет ли в этом «заслуги» моторных масел? Вопрос, как говорится, совсем не очевидный. А в самом деле, как проверить качество моторного масла? В любом автомагазине или техцентре вам объяснят: какое масло отличное, какое хорошее, какое… и т. д. И все перечисленные масла замечательны! Хотя некоторые «замечательнее» других…
Но давайте поговорим по-взрослому. Названный вопрос меня давно интересовал. Очень давно! Если посчитать, сколько услышал ответов на него, сколько прочел литературы – нет счета. Правда, интересовался, скорее, как пользователь авто: профильных исследовательских лабораторий не посещал, но на нефтеперерабатывающих заводах бывал, оборудование видел и лекции специалистов слушал. Но это мне нисколько не помогло в ответе на вопрос. И так я, видимо, ушел бы на пенсию «незнайкой», если бы случай меня не свел с Михаилом Алексеевичем Брыкиным.
Познакомились мы с ним во времена, когда он производил моторные масла известного в те годы бренда «Спектрол». Меня тогда эта тема мало занимала, но читателям была достаточно интересна. Поэтому журнал сделал несколько статей, посвященных этому бренду. Известнейшие специалисты помогали с написанием статей. Потом о М. А. Брыкине долго ничего не было слышно: ходили слухи, то ли он потерял свой бизнес, то ли у него бизнес «отжали»… А несколько месяцев назад мы встретились вновь. Узнав, что теперь господин Брыкин производит широкую гамму продуктов под брендом ТОТЕК для двигателей и коробок передач, решил во что бы то ни стало получить ответ на свой давний вопрос.
Мы стали часто перезваниваться, иногда встречаться. Но его рассказы о достоинствах продукции были для меня не очень убедительны, и вот почему. Любой производитель, как известно, хвалит свое болото, в нашем случае – линейку масел и препаратов для моторов и коробок передач. Мне был нужен независимый специалист, хорошо знающий свойства моторных масел. Стал думать: кем он может быть и где его можно найти? Поиски привели меня в автоспорт. Только там знают особенности моторных масел, потому что автогонщики их тестируют в гонках. Узнав, что господин Брыкин продает свои масла автогонщикам, стал искать такого. И нашел. Меня познакомили с Андреем Козловым – мастером спорта СССР, многократным призером гоночных соревнований.
Мы с ним встретились и потратили немало времени на интервью. Андрей точно, эмоционально и с огоньком ответил на все мои вопросы. Их (вопросов) было совсем немного, поэтому он сразу понял, что меня интересует, и интервью превратилось в увлекательный рассказ опытнейшего (возможно, самого именитого) гонщика Российской Федерации.
Вот наш разговор.
Википедия. Очень кратко.
Андрей Юрьевич Козлов. Российский автогонщик, мастер спорта СССР, многократный призер всесоюзных и российских соревнований по картингу, ралли, кольцу, трековым гонкам и автокроссу. Родился 22 июля 1970 г., Москва.
«АБС-авто» (журнал): Расскажите, пожалуйста, о себе – где и как Вы подружились с автоспортом.
Андрей Козлов: Прежде всего хотел бы сказать, что я потомственный гонщик: мой папа был многократным чемпионом Советского Союза в автогонках, 11 лет входил в сборную команду страны. Это обстоятельство, конечно же, повлияло и на меня, и на мое пристрастие к гонкам. Я чемпион СССР в автоспорте, самый молодой мастер спорта и самый молодой чемпион Советского Союза. Моя карьера включает значительное количество дисциплин автоспорта, событий и вех в автоспорте Союза и за его рубежом. Начинал спортивную карьеру на карте. Конкуренция была тотальная, но папа всегда говорил: «Работай на результат!».
Много позднее, уже в РФ, столкнулся с историей под названием «Жигули», или «Классика» (гонка организована А. Смирновым), и понял, что это один из самых конкурентных из многочисленных чемпионатов в России. Или – самый конкурентный! И я на много лет с удовольствием окунулся в эти соревнования. Сотрудничество с М. А. Брыкиным началось в этой гоночной серии с применения спортивного топлива «ТОТЕК Торнадо АХ‑100». Так как технический регламент разрешал использование спортивного топлива с октановым числом не более 100, мы выбрали ТОТЕК.
Машины в этих гонках имеют свои жесткие стандарты на изменения или доработки. Любые вмешательства в них возможны только в рамках сурового разрешенного техрегламента еще со времен советского периода. Поэтому тот мизер возможного воздействия на автомобиль компенсировался различными другими средствами, имеющими влияние на результат. Мне долгое время не хватало средств для приобретения всего необходимого и лучшего для достижения наивысших показателей. Ведь «гонка вооружений» в автоспорте бесконечна. Нужно много раз ездить на тесты, тренироваться, расти с инженерами, работать с телеметристами и т. д. Сегодня на своем уровне я могу себе позволить привлечь лучшего моториста, лучшего специалиста по сборке коробки передач и др.
Но нужно понимать, что какой бы ни был прекрасный моторист, а он у меня именно такой (Степан Андреевич Пузырев), собирает он мотор из исходного «говенного» железа. Что мы под этим подразумеваем? Это ВАЗовские запчасти производства РФ, которые имеют совсем условное качество. И если раньше в СССР его кто-то как-то контролировал, то теперь оно стало значительно хуже: размеры не выдерживаются, перпендикуляры почти отсутствуют, если размер где-то соблюден, то над поршнями можно заплакать. Все кривое, все косое. Вот только что сидел в машине и разговаривал с мотористом. Тот говорит, что целый день потратил на подбор масляного насоса, жалуется: сажусь в машину и еду в магазин, чтобы купить масляный насос. Покупаю. Проверяю: зазор 1 мм – это безобразие. Б/ушные детали ставить нельзя – они хорошие, но изношенные. Остановил выбор на десятом насосе.
И тем не менее современные технологии позволяют снимать сегодня больше лошадиных сил, чем раньше. Деды обижаются на нас: «Вы ничего нового не придумали!». Но это не совсем так – мы также растем вместе с новыми технологиями. Мой мотор на моторном стенде МАДИ с использованием спортивного топлива ТОТЕК отдает 150 лошадиных сил на одном карбюраторе 1600, на этом кривом железе. Деды и мечтать не могли в свое время о таком топливе и о возможности снять с двигателя такую мощность. А ведь это – очень много, очень! Понятно, что всякое железо имеет свой предел, а мы идем прямо по ребру его возможностей. Поэтому те семь гонок, которые мы прошли на моторном масле и топливе Михаила Алексеевича Брыкина – это колоссальное достижение, и это действительно так! Напоминаю: моторное масло не меняли все семь гонок! Проехать столько, не меняя масла, – это за гранью фантастики! Но об этом ниже.
Не знаю Вашей компетенции в моторном деле, но у нас на спортивных моторах кулачок распредвала высокий, большой и толстый – «жирный». Он на рокер набегает неправильно – не в том месте, по техническим условиям рокеры нам менять нельзя, а распредвалы – свободны от ограничений. Даже при мизерном отклонении в соответствии параметров масла первыми сжираются либо рокер, либо распредвал. Вернемся к моторному маслу Михаила Алексеевича. Он в дополнение к моторному маслу рекомендует использовать и антифрикционные препараты «ТОТЕК АР‑1, 2». Однажды мы с мотористом решили испытать это масло на стенде.
Как известно, есть два известных бренда моторных масел, которые применяются в гоночных заездах. Это исключительно Redline и Motul. Инженер-стендист, имея огромный опыт работы на стенде, ищет не только дополнительные лошадиные силы, но и является фактически исследователем двигателя после стендовых испытаний. После отработки на стенде исследуемый мотор разбирается.
Небольшое отступление. Об этом факте мало кто знает, но в советские времена существовала сборная команда гонок для соревнований как внутри страны, так и за ее пределами. Главным событием тех лет в автоспорте было соревнование за кубок социалистических стран. Желание попасть в сборную страны было у очень многих. Из такого количества желающих можно было легко набрать и два, и три состава команды. Мощная государственная структура ДОСААФ позволяла содержать и оснащать большое количество гонщиков. Разбитый в гонке автомобиль быстро, без всякой волокиты заменялся на новый.
При подготовке машин для одного из соревнований на кубок соцстран в МАДИ завезли 10 моторов гоночных автомобилей для прогонки через стенд. К участию в соревновании допускались машины, моторы которых удовлетворяли техническим требованиям. Моторы принял инженер-стендист, с которым мы до сих пор работаем (Анатолий Дмитриев, ему сейчас более 80 лет, и он до сих пор тестирует двигатели на том же самом стенде МАДИ – очень опытный специалист!). В результате того теста на стенде развалились все 10 моторов. Все гонщики знают, что если мотор выдерживает стендовые испытания – он готов к любым гонкам на дороге. Стенд отсеивает моторы с скрытыми дефектами.
Продолжение следует
- Владимир Смольников, редактор, издатель