Каждый автовладелец так или иначе, крайне редко или довольно часто, моет кузов своего автомобиля. А вот к подкапотному пространству, в котором расположен силовой агрегат автомобиля (ДВС + АКП), он, как правило, бывает равнодушен, а зря! В то время пока гражданин с ветерком катит по автостраде, в глубине его автомобиля, а именно в двигателе внутреннего сгорания и в коробке передач могут происходить очень неприятные процессы.
Нет, сказать, что хозяин авто совершенно не думает об агрегатах, которые обеспечивают его комфортной ездой исправного автомобиля, нельзя. Иногда он щупом замеряет уровень моторного масла, и если нужно, по необходимости подливает его до уровня верхней метки. Он был бы даже рад увидеть состояние агрегатов ТС – а вдруг все не так здорово, как кажется? Но как известно, это можно реализовать лишь с помощью разборки, а разбирать агрегат ради того, чтобы узнать его рабочее состояние, – дело неблагодарное и весьма недешевое. Поэтому автовладелец пытается найти способ или средство, которые способны максимально продлить жизнь двигателя внутреннего сгорания и коробки передач.
Не будем оригинальными, если скажем, что мотор так же нуждается в регулярной профилактике и очистке от грязевых отложений, как и любой другой агрегат, работающий в масляных средах. А главными «загрязнителями» внутренней части двигателя являются шламы, лаки, коксы, пыль и песок, попадающие в ДВС в процессе работы.
Что же происходит в закрытой зоне, в которой работает силовой агрегат автомобиля и которая является главным действующим «лицом» транспортного средства? Виртуально заглянем в его «беспросветное» рабочее пространство, сегодня – в двигатель.
Масло, окисляясь и разрушаясь в процессе эксплуатации двигателя, образует лаки на поверхности деталей силового агрегата, а механическое разрушение полимерного загустителя и молекул базовых масел образует в нем шламовые соединения. Формирующиеся в результате таких процессов твердые отложения в виде катышек, чаще всего похожих на грязь, можно легко заметить невооруженным глазом.
При замене моторного масла на свежее в двигателе остается до 10% прежнего масла. Оно сразу загрязняет залитое новое, которое при эксплуатации двигателя будет подвержено ускоренному процессу окисления. Оставшиеся шламы от предыдущего масла осядут в поддоне ТС, и под воздействием высоких температур двигатель начнет формировать новые коксы, которых будет становиться все больше и больше в зависимости от количества замен масла, причем скорость их (коксов) роста будет только увеличиваться.
Еще во времена СССР проводились исследования, в ходе которых было установлено, что при наличии в ДВС остатков старого масла деградация нового ускоряется на 20% быстрее, тем самым сокращая срок эффективной работы нового масла.
Что же делать? Выход есть.
Специалисты компании ТОТЕК на основе собственных исследований пришли к выводу, что остатки моторного отработанного масла вместе со шламами и радикальными окислами необходимо обязательно удалять! Для этого было разработано средство: Промывочное масло ТОТЕК. Оно обладает повышенной грязеемкостью и фиксированной гравиметрической плотностью для выноса из двигателя твердых механических частиц. Помимо процессов окисления, механической и термической деструкции, в двигателе непрерывно происходит процесс засорения моторного масла пылью и песчаными частицами, попадающими в него через фильтр или возможные неплотности в системах питания и вентиляции картера двигателя.
Это способствует стремительному абразивному износу ДВС. Наличие пыли легко определяется путем растирания пробы масла между пальцами руки. Если двигатель не промывать таким составом, коксовые отложения, имеющие твердость корунда, начнут мгновенно «создавать» абразивные повреждения деталей мотора.
С этим и борется промывочное масло ТОТЕК. Оно способно «захватывать» эти частицы в своем объеме и выносить их из ДВС вместе с загрязненным маслом. Таким образом, несливаемый остаток промывочного масла ТОТЕК будет содержать всего лишь 10% отработанного масла. А это значит, что процедурой промывки мотора мы в 10 раз уменьшаем возможность агрессивного воздействия отработанного масла на свежее.
Оппоненты возражают: промывка опасна для ДВС, и они по- своему правы. Это же утверждает и ТОТЕК: нельзя пользоваться промывками на основе растворителей, сольвентов и другой химии, потому что эти составы имеют низкую температуру вспышки и малую эффективность, а за 10–20 минут промывки твердые отложения не удалить. Главный же вред свежему маслу причиняет фактор снижения температуры вспышки. Свежее масло начнет гореть, сильнее окисляться и как результат – приходить в негодность.
Промывочное масло ТОТЕК лишено этого недостатка и не содержит растворителей. Оно имеет высокую температуру вспышки около 220° С. Его базовая основа родственна базовым основам моторных масел – она не наносит вреда структуре и стабильности масла. В состав ее входят комплексные соединения в микродозах, обеспечивающие надлежащее освобождение двигателя от трудно смываемых отложений.
Нужно понимать, что очистить двигатель за счет одноразового применения промывочного масла ТОТЕК не удастся. Удаление накопленных лаков и коксов – длительная процедура. Промывкой мы удалим только жидкую агрессивную часть отработанного моторного масла с шламами и песком. А лаки и коксы останутся. Что нужно сделать для удаления лаков и коксов, спекшихся и плотно лежащих на внутренних частях двигателя?
1. Применяем антифрикционный препарат ТОТЕК Астра Робот‑1 (далее АР‑1) (фото 1, 2). Его нужно вводить как минимум за 1000 км до планируемой смены моторного масла, которым вы пользуетесь. АР‑1 во многом будет способствовать отделению коксов и смыванию лаковых отложений, защищая при этом двигатель от повышенного износа за счет своих антифрикционных свойств. Возможно, препарат АР‑1 придется применять несколько раз. Понюхав пробку маслоприемной горловины, мы по ослабшему запаху горелого масла поймем, что происходит удаление шлаков. На фото 3 показана крышка маслоприемной горловины автомобиля Mercedes до начала процедуры очистки мотора. Этим же способом определяется, стоит ли дальше пользоваться моторным маслом, которое на данный момент применяете? Если от масла исходит запах гари, нужно прекратить его применение.
2. Приобретаем промывочное масло ТОТЕК (фото 4). Сливаем остатки отработанного масла с отложениями, намытыми препаратом АР‑1, и вливаем в ДВС промывочное масло без замены старого масляного фильтра (фото 5). Запускаем двигатель на холостых оборотах в течение 20 минут. Затем сливаем промывочное масло (фото 6), удаляя грязевые отложения из ДВС. В случае необходимости операцию по промывке ДВС следует повторить.
3. Приобретаем специальное разработанное для этих целей Технологическое моторное масло ТОТЕК 20W30 (фото 7) для отмывания и удаления коксовых и лаковых отложений в ДВС. Это масло обладает высокой проникающей способностью, грязеемкостью, термической устойчивостью, моющими и диспергирующими свойствами. Невысокая цена состава делает его применение крайне выгодным для очистки двигателя. В него добавляется антифрикционный препарат ТОТЕК Астра Робот-1 для продолжения активного воздействия на коксовые отложения.
Закоксованные двигатели безумно «жрут» масло. Их расход может доходить до 2 л на 1000 км. Это происходит потому, что дренажные отверстия маслосъемных колец закоксовываются, а кольца теряют подвижность и газоплотность поршневой группы. В результате все это в конце концов приводит двигатель к капитальному ремонту. Чтобы не довести ДВС своего автомобиля до такого состояния, воспользуемся технологией ТОТЕК для очистки двигателя. На фото 8 можно увидеть отмытую в результате проведенной работы крышку масляной заливной горловины – результат, как говорится, налицо. При эксплуатации мотора следует применять только высококачественные моторные масла, к которым относятся ТОТЕК Астра Робот HR-SE, HR, HR-CE, HR-SZ, SL, ML, LM, находящиеся на первых позициях в рейтингах высококачественных моторных масел.
Более подробно о полезных свойствах материалов ТОТЕК можно узнать на сайте totek.su и totekfuels.ru, а заказать продукцию – через интернет-магазин ТОТЕК.
Продолжение статьи о «гигиене» АКП, МКП, вариаторов и редукторов выйдет в следующем номере журнала «АБС-авто»
Михаил Брыкин, руководитель компании ТОТЕК