В рамках журналистского расследования продолжаем динамичное интервью с Андреем Юрьевичем Козловым, российским автогонщиком, мастером спорта СССР, многократным призером всесоюзных и российских соревнований по картингу, ралли, кольцу, трековым гонкам и автокроссу (первая часть статьи напечатана в № 6/2019). Остановились мы на том, что испытательный моторный стенд «отсеивает» моторы со скрытыми дефектами. Гоночный мотор, прошедший стенд, доказывает свой ресурс и высокую вероятность дойти до конца гонки, в отличие от того, который на стенде не «крутился». Мы, пилоты, умеем еще и экономить ресурс и т. д. А вот стенд лишен такой возможности. После стендовых испытаний всякий мотор разбирается. Моторист внимательнейшим образом рассматривает каждую деталь, включая масло. И только после этого мотор отдается клиенту.
Поехали дальше. Андрей продолжает рассказ
– Как уже говорил, все без исключения автогонщики на гонках заливают в мотор масла Redline или Mоtul. Я всегда предпочитал ездить на Mоtul. Но уже стал присматриваться к маслу «ТОТЕК» и решил испытать его на своем моторе. «Открутили» двигатель на стенде. Моторист хорошо отозвался на это масло, сказав, что его можно использовать уж точно не хуже именитого Mоtul. Когда моторист говорит эти простые и понятные слова, их следует понимать, как гарантию качества продукта. Потому что если я залью не то, что он рекомендовал и «кончу» мотор, то, во‑первых, моторист это обязательно увидит – мотор все покажет. Во-вторых, мне придется заново повторить всю эту историю и оплатить стоимость нового гоночного мотора. А это – очень большие деньги! Очень! Если моторист говорит: все, можешь использовать «ТОТЕК» – для меня это команда ВПЕРЕД! И это было именно так.
Дальше – больше. Стали использовать «ТОТЕК» во всех своих гонках. Масло всякий раз доказывало свою удивительную стабильность. Чтобы ее проверить на практике, пришла в голову безумная мысль – пойти по экстремальному пути, ранее никогда в гонках не применяемому. Все участники автогонок знают, что масло в гоночном автомобиле меняется после каждой гонки. Редко бывает, что один залив используется дважды, независимо от его именитости – хоть золотое. Почему? Потому, что мы ездим на очень богатых топливных смесях при 8000–8500 об/мин. При таких параметрах работы двигателя бензин смешивается с маслом, создавая горючую смесь.
От таких нагрузок кольца залегают в поршневых канавках. Запускаются процессы прорывов газа со всеми вытекающими. К концу гонки моторное масло сильно теряет в своих качествах и возможности исполнения функций. Поэтому все мотористы, включая моего, говорят, что моторное масло для спортивных гонок «живет» только одну (редко две) гонки. Беру на себя все страхи и риски, и проехал на одной заливке масла семь гонок! Масло «ТОТЕК» сломало все сложившиеся десятилетиями стандарты и предпочтения! И не только доехали, но и собрали все на свете призы. Масляная революция?
– А моторы для гоночных автомобилей серийные?
– Исходное железо – да. Мы можем менять поршни – это разрешено, распредвалы, клапанные пружины. Но нельзя: коленчатый вал, шатуны, пальцы, клапаны. Да, направляющие клапанов бронзовые, но поменять что-либо в конструкции двигателя нельзя. Теперь, что касается «надеги» масла. Оно зарекомендовало себя безупречно! Весьма! Я отослал Михаилу Алексеевичу (Брыкину) фотографии деталей после разборки двигателя с 7-кратным гоночным пробегом: распредвал, вкладыши и другие детали сверкают девственной чистотой. Даже видавший виды моторист, через руки которого прошло море гоночных моторов с тяжелейшими историями (на язык просятся самые тяжелые медицинские термины – онкология, рак и т. д.), сильно удивился состоянию деталей двигателя.
Подготовка и настройка мотора гоночного автомобиля, особенно нашей категории с микроскопическими тюнинговыми возможностями, сродни творчеству. Это усложняется индивидуальными качествами пилота – гонщика. И моторист вынужден доводить мотор персонально под каждого гонщика. В таком творчестве существует масса нюансов и особенностей – универсальных моторов не бывает.
По поводу надежности масла «ТОТЕК» – говорили. Теперь что касается мощности. В ФБ недавно была размещена статья Брыкина. По характеру отзывов становится ясно – люди совершенно не знают, что от качества масла может зависеть даже исход гонки. Звучат с подковыркой слова: ну вот, Михаил Алексеевич, теперь у вас все обездвиженные инвалиды скоро побегут – несете чушь собачью! Мы тут со столетним стажем горы моторов перебрали, а вы рассказываете, что Козлов со своим мотором и уникальным маслом с последнего места (speed line) пришел победителем!
А заезд ведь был объединенный, где вместе едут «Жигули» 1300, «Жигули» 1600, «Жигули +». С нами в заезде ехал и класс Мондиаль. А это: Porsche, BMW, и др. Погода серьезно осложняла гонку – лил непрерывно дождь. Едут также и коммерсанты на своих мощных иномарках. Им позволительны дождевые профессиональные слики, моторы до 2 л, любые тормоза и еще много чего, короче – свободный класс (free). Но, как говорится, победителей не судят! И вот итог: в «абсолюте» я приехал вторым, стартовав из speed line!
Публика в интернете возбудилась, с ехидцей иронизирует: как это можно на «Порше» и «БМВ» отстать от Жигулей? Смешно! Продолжают: да, о чем тут говорить, все это несерьезно – благодаря маслу объехать «Порше» и «БМВ»! Ха! Да, в заезде было много машин с гораздо большими ресурсами, но ведь дело не только в этом? Если быть до конца объективным, следует согласиться, что победы случаются из сложения многих факторов: пилотаж в первую очередь, а потом и мощность мотора, и опытность моториста, и то, что мы серьезно готовимся к гонкам, и т. д. У любого результата куча слагаемых – как победных, так и проигрышных.
– А сколько автомобилей участвовало в гонке?
– Стартовало больше 40 машин.
Если вернуться к той самой статье М. А. Брыкина, я понимаю, что он написал слишком эмоционально, как мог – так и описал, и «зашил» главное между строк. Я понимаю, чего не хватало «рецензентам» небольшого материала, чтобы полностью понимать ситуацию. Да, в гонке участвовали и «Порше», и «БМВ», потенциал у них был колоссальный. Но ведь результат соревнования не зависит лишь от уникального масла и веры пилота в победу.
Победа, как, впрочем, и поражение, всегда состоит из суммы слагаемых. Это в первую очередь пилотаж, мощность мотора, хороший моторист и то, что к гонкам мы всегда хорошо готовимся. Угадали с подбором резины – был подсыхающий асфальт, и люди поехали на дождевых колесах, а я использовал промежуточную историю, и это обеспечило мне дополнительные преимущества. Если говорить совсем объективно, то все было именно так, как описано в статье. Но в изложении Михаила Алексеевича была не то чтобы некая некорректность, а повышенная эмоциональность, за которую как будто с радостью зацепились некоторые читатели. Все гении честолюбивы, а без этого побед не бывает.
Если всем этим пренебречь и говорить объективно лишь о качестве масла, то заявляю, что я свято верю в «ТОТЕК». Они (продукты «ТОТЕК») помогают мне экономить деньги, которые тратятся на ремонт и обслуживание мотора. Считаю счастьем для себя сотрудничество с выдающимися профессионалами в своем ремесле. Это и моторист Степан Андреевич Пузырев, и Михаил Алексеевич Брыкин, создающий такой уникальный продукт, и другие. По большому счету – уверен, что Михаил Алексеевич конструирует и производит уникальный масляный продукт, сродни бриллианту среди изделий из драгоценных камней. Мы специально участвовали в семи гонках на одном масле, чтобы доказать в первую очередь себе, что масло «ТОТЕК» – эффективный и победный продукт.
«У любого результата куча слагаемых и одно из них, без которого не обойтись, – “ТОТЕК”. Потому что “ТОТЕК” – оружие победы!»
Что касается прибавки мощности. Она также присутствует. Михаил Алексеевич пишет, что прибавка оборотов на его масле составила 1500 об/мин. Видимо он ошибся или не расслышал, но она (прибавка) все равно составила невероятную 1000 об/мин! Но, это не все. Мой мотор на этом масле стал лучше крутиться. Меня прекрасно в этом понимают гонщики и мотористы. Если раньше выше 7000 оборотов мне крутить мотор не хотелось (ты как будто «висишь» на нем, а он не раскручивается), то тут ситуация совсем другая – двигается и раскручивается легко.
Особенно с применением «ТОТЕК Астра Робот» (серия маловязких масел с повышенной прочностью масляной пленки). Играя их пропорциями при подготовке нужного состава, мотор легко раскручивается до 8000 оборотов. М. А. Брыкин заявляет, что есть и прибавка в мощности. В то, что она в моторе есть, я свято верю! И составляет по моим представлениям никак не меньше 0, 8 л. с. с цилиндра!
– В прошлой вводной статье мы коротенько поговорили о грустной тенденции в мировом автопроме – серьезном реальном снижении срока службы новых моделей автомобилей. Это реальность? Или, как водится, – валим все на «конкурентов»?
– Нет, эта тенденция реальна. И мне в этом даже не нужна какая-то глобальная статистика – достаточно посмотреть мой личный опыт.
У меня есть собственный автомобиль известнейшего мирового бренда и не из дешевых образцов. Я приобрел его новым. Сам же его и эксплуатировал. К любой технике имею самое трепетное отношение. А тут – продукт компании по известности номер один! Каждые 10 тыс. км меняю масло. Через дорогу от моего места работы – представительство известнейшей западной масляной компании. Они отдают мне моторное масло по хорошей цене. У Брыкина масла гораздо дороже. Я спокоен за то, что мой мотор не попадет на подделку. Приобретаю я автомобиль не на всю жизнь, меняю их регулярно. Какое мне дело до бренда моторного масла? Я не хочу об этом даже думать. Какая разница…Так я думал совсем недавно.
И вот на стотысячном пробеге мотор моего чудного авто заклинил! Причина? Разрыв масляной пленки! Никаких особых нагрузок не было. Больше 3000 об/мин ни разу не крутил! Ехал из Домодедово, вез детей. На Новой Риге заклинило. Сначала думал, что это стартер. Полдня снимали стартер. Когда выяснилось, что он ни при чем, обратились к топливу – не виновата ли форсунка в организации гидроудара? Вскрыли форсунки. Здесь все в порядке. В результате разобрались – заклинило мотор!
– Коленчатый вал?
– Именно! Но это еще не все. Кроме названного автомобиля, есть и мультивэн. Тоже проблема с мотором. Мало того, мне представитель известнейшей компании везет 20-литровую канистру масла. Думаю – они точно подделывать не должны! И тоже помню, как заливали в коробку масло «Спектрол» от Михаила Алексеевича в далекие 1990-е годы. Я ведь его знаю с 1996 года. Я уже тогда проникся маслом «Спектрол». Но для коробки у него не было масла, а было оно у «Кастрол» – 74/140. Напоминаю Брыкину о том давнем случае. Он отвечает: ты не путай те масла с сегодняшними! Действительно, что-то происходит в мировом автопроме – мировой заговор? И это – не шутки!
Продолжение следует
- Владимир Смольников, редактор, издатель