Продолжаем публиковать материал о Михаиле Алексеевиче Брыкине – основателе и руководителе компании ТОТЕК. История его cовершенно неординарна. Можно сказать – уникальна для российского предпринимателя, организовавшего производство чрезвычайно востребованной продукции еще в далеком 1987 году. В прошлой статье (№ 4/2019) мы остановились на 1997 годе, когда команда М. А. Брыкина приступила к производству воздушных и масляных фильтров – как неотъемлемой составляющей успеха в области продвижения смазочных технологий.
Продолжим.
12. 1998 год. В стране разразился экономический кризис. Известно, что они (кризисы) регулярно повторяются. В августе начался очередной экономический «шторм», который компания, которой управлял М. А. Брыкин, успешно выдержала и начала активное развитие на фоне ослабевших в результате экономических передряг конкурентов. Как говорят китайские философы: время перемен – это время возможностей!
13. 1999 год. Товарные обороты компании существенно выросли. Возможности «времени перемен» не были упущены. Стремительное развитие стало вызывать сильную озабоченность у тех, кто давно считал этот рынок своим. В том же году было выпущено первое спортивное дизельное топливо, которое было опробовано командой «ГеоРейд».
14. 2000 год. М. А. Брыкин, находясь на пике своего профессионального развития, дерзнул провести публичное сравнение качеств своих масел с аналогичными продуктами от ведущих мировых производителей, чем подготовил конец своей карьере как крупнейшего независимого производителя смазочных материалов в РФ. По этому поводу один из известнейших людей России высказался так: «Михаилу Алексеевичу Брыкину не хватило мудрости и дальновидности». Между строк читалось: «Михаил Алексеевич, мы живем в России – не забывайте об этом!». Но фанатичная преданность Маэстро своему делу не позволила играть в поддавки.
15. В 2001 году началась тотальная экономическая война «коалиции» с М. А. Брыкиным. Заводы перестали отгружать ему базовые масла, против него запускались всевозможные налоговые проверки, под надуманными предлогами заводились уголовные дела. Противодействие активности «коалиции» отнимало значительные силы и средства. Борьба закончилась «поглощением» компании, как в живой природе, когда одна большая рыба проглатывает другую – более мелкую. В экономическом мире это называется поглощением. Оно иногда сопровождается прилагательными: дружественным или недружественным.
Несмотря на все происходящее, в 2002 году был получен патент на новый многоатомный эфир, имевший низкое внутреннее трение. В 2003 году было налажено производство эфира и выпущено трансмиссионное масло 75W140. Такие масла в РФ никто не производил – М. А. Брыкин был первым.
В 2002 году была свернута гоночная программа испытаний разрабатываемой продукции. Гоночную команду расформировали.
16. 2005 год. М. А. Брыкин, оказавшись свободным от производственных активов, задумался о своей судьбе и дальнейшей жизни. Но перебороть себя и уйти на пенсию не смог. Как говорится, опять не хватило «мудрости», и он создал новую компанию под торговой маркой ТОТЕК. Любой нормальный человек сделал бы выводы и успокоился, но М. А. Брыкин не нормальный человек, он – «пассионарий». Так охарактеризовал его доктор химических наук лауреат нескольких государственных премий профессор В. В. Моисеев.
Интеллект и жажда любимого дела не позволили конструктору масляной продукции уйти из бизнеса. Мозг твердил: у меня всё забрали, но осталась моя жизнь, мои знания, мой опыт, мое желание и дальше что-то делать, развиваться, созидать и расти. Так М. А. Брыкин озаботился новой торговой маркой. Создавая ее, он в логотипе использовал только те буквы кириллицы, которые имеют одинаковое написание с латиницей. Это позволяло новому бренду быть двуязычным. ТОТЕК сокращенно: Топливные Технологии. Знак компании – звезда с пламенем. Как известно, звезда – символ пяти континентов и пяти стихий. Пламя символизирует неугасающий огонь новых идей, движение вперед, очищение в огне и воскрешение!
17. Сначала он хотел сосредоточиться на топливной тематике, тем более, что с 2001 по 2005 год, несмотря на изматывающую и истощающую ресурсы «войну», через его руки, сердце, душу и ум прошел огромный объем научной информации. Она касалась проведенных научно-исследовательских работ, имеющих прямое отношение к горению и взрывам. Тогда эти знания не реализовались в товарную продукцию, но это был серьезный задел на будущее.
В 2005 году завершилось функционирование производственной структуры, созданной в 1987 году и проработавшей под управлением М. А. Брыкина 18 плодотворных лет. Детально рассматривая созидательный путь конструктора, поражаешься его упорству и настойчивости в достижении поставленных целей.
18. 2006 год. М. А. Брыкин учреждает новое предприятие «Корпорация Топливные Технологии». Полным ходом идет строительство нового производства топливной химии в Переславле-Залесском. В Тверской области строится завод по производству твердого биотоплива – активных гранул для безотходного сжигания мусора на мусоросжигательных заводах. Безотходное сжигание мусора – мировая проблема. На этот способ М. А. Брыкин получил патент. Биотопливные гранулы использовались для запечатывания продуктов топливной химии ТОТЕК и служили в дальнейшем матрицей, на которой безопасно сгорали полимеры, используемые при производстве упаковки.
В этом же году он разворачивает новое производство спортивного топлива «ТОТЕК». На этом топливе становится чемпионкой мира по аквабайку А. Потанина.
19. 2007 год. Успешно завершились лабораторные стендовые и ходовые испытания препаратов топливной химии «ТОТЕК» для ДВС, «ТОТЕК Цетан МАХ» – для дизельного топлива и «ТОТЕК УМТ» для бензинов. Было выпущено спортивное топливо «ТОТЕК» версии 2.0 для ДВС с воспламенением от свечи зажигания. Топливо нового поколения превосходило по своим рабочим характеристикам лучшие мировые аналоги.
20. 2008 год. 22 апреля – начало промышленного выпуска топливной автохимии ТОТЕК для дизельных и бензиновых двигателей внутреннего сгорания. Один за другим в производство поступали новые препараты топливной автохимии – «ТОТЕК для Euro IV» – смазывающий препарат для дизельных форсунок прямого впрыска топлива с регулятором горения топливной смеси, «ТОТЕК Антигель» – депрессорный препарат для ДТ и «ТОТЕК УМТ спорт» – для бензиновых топлив.
21. 2009 год. Приступили к выпуску антифрикционных препаратов «ТОТЕК Астра Робот – 1, 2». Налажен выпуск полностью синтетических моторных масел «ТОТЕК Астра Робот HR 5W40». Сразу определилась ниша ТОТЕК – это топ премиум-класс смазочных материалов. В него попадают и трансмиссионные масла для гипоидных передач ТОТЕК HR – T 75W90, синтетические масла для коммерческого транспорта и грузовиков с ресурсом пробега до 100 тыс. км.
Полусинтетические и минеральные масла было принято решение не производить в связи с малой их перспективностью для ТОТЕК. В этом же году была сформирована идеология «масляных конструкторов». Продукты, изготовленные на основе этой технологии, позволяли автолюбителям «настраивать» масла других производителей под задачи и эксплуатационные особенности конкретных силовых агрегатов. Это повышало рабочий потенциал и возможности масел. Рабочее название продукта – «ТОТЕК МК». (На сегодняшний день выпускается семь таких препаратов для различного назначения.)
22. 2010 год. Разработан препарат, получивший название «ТОТЕК Оксиджен». Его возможности позволили снизить размерность капель в факеле распыления форсункой с 150–350 до 50–150 мкм. Это существенно увеличило скорость горения на фронте воспламенения ДТ при сжатии топливной смеси поршнем в цилиндре. При этом препарат при сгорании выделял дополнительный кислород, что в совокупности повышало полноту и скорость сгорания. Это позволило получать дополнительную мощность в импульсе и снизить вредность ОГ.
На основе этой разработки было создано спортивное дизельное топливо ТОТЕК нового поколения версии 2.0, позволившее решить задачу повышения мощности дизельных спортивных двигателей при пониженной вредности выбросов ОГ.
23. 2011 год. Журнал «Форбс» номинировал М. А. Брыкина вторым в списке бизнесменов, заработавших свой капитал за счет своего интеллекта, разработок и изобретений – не прибегая к инструментам залоговых аукционов и приватизации производственных активов СССР.
На рынок (впервые) выведено промывочное масло для АКП, на котором можно проехать около 6000 км, экономя тем самым и ресурсы потребителя, и его время. Коробки обретали новую жизнь благодаря этому продукту.
24. 2012 год. Под давлением потребительского рынка ТОТЕК пошел на расширение линейки моторных и трансмиссионных масел. Концепция универсального масла, которое модифицируется препаратами МК (масляный конструктор), в связи с косностью рынка широкого распространения не получила. Победила инертность основной массы людей, боязнь всего нового и прогрессивного, и ТОТЕК начал выпускать масла, привычные потребителю.
25. 2013 год. Приступили к реализации идеи композитных масел. Их разработка велась по нескольким независимым направлениям на основе идей М. А. Брыкина. Изучение особенностей работы АКП в зависимости от свойства масел началось еще в 2008 году. Результаты этих обширных исследовательских работ позволили компании в 2013 году создать универсальное масло «ТОТЕК Автомат» для АКП. Масло «ТОТЕК Автомат» первоначально не входило в категорию класса HR. ТОТЕК, выведя его на рынок, поступил осторожно. Теперь уже создано масло «ТОТЕК» для АКП, отвечающее этому уровню требований ТОТЕК к своей продукции.
26. В 2014 году произошел перевод производства препаратов МК на композитные материалы, полученные по технологии АММ (атомно-молекулярное манипулирование).
27. 2015 год. Начало выпуска масел для двухтактных ДВС: мотоциклов и лодочных моторов на основе технологий АММ.
28. 2016 год. Десятилетний юбилей торговой марки ТОТЕК. Начало производства гидравлических масел «ТОТЕК Гидравлик».
29. 2017 год. Найдены новые решения в конструировании моторных масел. Вовлечены в производство новые материалы, а для старых были открыты новые способы применения. Исследования, разработки и поиск нового не прекращаются.
30. 2018 год. Переход в производстве масел на новый уровень версии – 3.0. Положено начало выпуску новой линейки препаратов автохимии.
Одной из ярких продуктов стала новинка: средство для предотвращения обмерзания щеток стеклоочистителя зимой – «ТОТЕК Робот Вижен». Средство понравилось даже производителям аэроджетов, у которых были те же проблемы с обмерзанием щеток стеклоочистителей.
31. 2019 год. Реализовалась концептуальная идея индивидуального подхода при обслуживании транспортных и строительных предприятий с учетом износа парка машин и механизмов, а также сезонности их использования. Персональный подход к каждому автомобилю и экскаватору, трактору или механизму к условиям его содержания и эксплуатации. Индивидуальная фасовка масел от 200-литровых бочек до мелкой тары – на выбор специалиста или заведующего складом. Широкое применение топливной автохимии и антифрикционных препаратов сделало привлекательным их сотрудничество с ТОТЕК.
32. Планы на будущее. Их масса! Михаил Алексеевич Брыкин считает, что все еще впереди!
Материал подготовил Сергей Соколов