«ТОСОЛ» — укоренившееся название для охлаждающих жидкостей (ОЖ или антифризов), которые применяются в системе охлаждения автомобиля, хотя используются и другие отечественные и зарубежные названия охлаждающей жидкости. Для чего нужен «ТОСОЛ»? Чтобы зимой не замерз радиатор, ну а летом, чтобы не сливать, он остается в радиаторе. В принципе, почти правильно, но упрощенно. Главное — это защита системы охлаждения двигателя при морозе и перегреве летом. Основа «ТОСОЛа» — гликолевый эфир — моноэтиленгликоль (МЭГ) — прозрачная сладковатая жидкость с плотностью около 1,112 г/см3 с температурой кипения 197С. Для обеспечения всех необходимых для «ТОСОЛа» свойств в его состав входят около 10 различных присадок, и отсутствие даже одной из них может существенно ухудшить качество «ТОСОЛа».
«ТОСОЛ» — это аббревиатура названия отдела, где он был разработан. ТОС — Технология Органического Синтеза, окончание ОЛ — обозначает в химии принадлежность к группе спиртов (метанОЛ, этанОЛ).
Основные свойства «ТОСОЛа»:
- не замерзает при низких температурах
- не воспламеняется
- не кипит во всем диапазоне рабочих температур двигателя
- не пенится
- не воздействует на материалы системы охлаждения
- сохраняет химическую стабильность при эксплуатации и хранении
- имеет высокую теплопроводность и теплоемкость
- малая вязкость
В СССР были разработаны 3 разновидности отечественных ОЖ, называемых «ТОСОЛ»: «ТОСОЛ-К» (концентрат), «ТОСОЛ-А40М» и «ТОСОЛ-А65М» с соответствующими минусовыми температурами замерзания жидкости. Буквы А40-М означают соответственно: А — автомобильный, М — модернизированный, 40 — температура замерзания. На данный момент указанная выше аббревиатура означает торговую марку «ТОСОЛа», выпускаемого различными производителями, в соответствии с ГОСТ 28084-89.
«ТОТЕК ТОСОЛ А-40 Синий» — охлаждающая жидкость (ОЖ) которая изготавливается из водного раствора моноэтиленгликоля и многофункционального пакета моющих, антикоррозионных и смазывающих присадок. Предотвращает появление накипи и коррозии в системе охлаждения и обеспечивает нормальный тепловой режим работы двигателя. Можно использовать в качестве теплоносителя в локальных системах отопления. Не содержит нитритов и аминов, имеет повышенный срок эксплуатации. Обеспечивает защиту от замерзания до -40°С.
Назначение:
охлаждающие жидкости для системы охлаждения автомобиля, не замерзающие при низкой температуре.
Преимущества «ТОТЕК ТОСОЛ А-40»:
- Превосходная защита двигателей с чугунными блоками. 
- На основе неорганических ингибиторов коррозии. 
- Не содержит нитритов и аминов. - Примечание: - Что такое «Антифриз»? 
 Термин «Антифриз» происходит от латинского слова «anti — против» и английского «freeze — замерзать». Антифриз — это универсальное название автомобильных ОЖ (охлаждающая жидкость), пришедшее к нам из-за границы.- Какая разница между отечественными «ТОСОЛами» и зарубежными «Антифризами»? 
 Если обращать внимание на один, считающийся наиболее важным, показатель, а именно, температуру замерзания, то особой разницы нет. Скажем, простой 1:1 водный раствор Моноэтиленгликоля также имеет температуру замерзания около -40°С, но по показателю коррозионной стойкости такой раствор при высоких температурах в 200 раз более агрессивен, чем простая вода, и может «проесть» радиатор в считанные месяцы. Разница между отечественными «ТОСОЛами» и зарубежными «Антифризами» в комплексе присадок — ингибиторов коррозии, в применяемых в них добавках. Поэтому их нельзя смешивать.- Как влияет цвет «ТОСОЛа» на его свойства? 
 Никак. Приготовленный «ТОСОЛ» бесцветен и окрашивается для того, чтобы его случайно не выпили. Обычно выбирается цвет неестественный для живой природы. Так, в наших странах привыкли к синему или светло-зеленому оттенку, в Германии принят темно-зеленый цвет, в Италии — красный.- Что и как можно проверить при покупке «ТОСОЛа»? - — Температура замерзания. 
 Измеряется плотномером, проградуированном в градусах. Это измерение основано на том факте, что при плотности «ТОСОЛа» 1.065-1.085 г/см3 он замерзает при -40°С. Такое измерение плотности должно производиться при температуре -20°С. И если измерить тот же «ТОСОЛ» при температуре -35°С, плотномер покажет температуру замерзания -30°С, а при температуре измерения -20 С покажет температуру замерзания -48°С.- — Цвет. 
 Как указывалось выше — не имеет отношения к физическим свойствам продукта. Даже бесцветный раствор вполне может быть работоспособным, просто в этом случае мог использоваться недостаточно стойкий краситель. Но и это — плохой признак. Обратите внимание на наличие осадка и общую прозрачность раствора.- — Вкус, запах. 
 МЭГ сладковат на вкус и не имеет запаха. Не пытайтесь пробовать «ТОСОЛ» на «язык». «ТОСОЛ» — вещество токсичное. Ученые утверждают, что всего 100 граммов его могут отправить человека на тот свет.- Как заменять «ТОСОЛ»? 
 Если вы захотели поменять «ТОСОЛ» в системе охлаждения автомобиля, то заведите и прогрейте двигатель в течение 5 минут, при этом кран отопителя салона должен быть открыт. Остановите двигатель, слейте «ТОСОЛ» (антифриз) из радиатора и залейте чистую воду, добавьте в неё средство для промывки системы охлаждения, которые сейчас в изобилии продаются в автомобильных магазинах, дайте поработать двигателю время, указанное в инструкции средства, после этого слейте воду через сливную пробку радиатора. Промывайте всю систему охлаждения двигателя водой, пока не убедитесь, что вода сливается чистой. Заполните систему охлаждения новым «ТОСОЛом» (антифризом).- Как заменять отработанную охлаждающую жидкость на новую? 
 Слить старую, тщательно промыть водой с использованием средств для очистки от ржавчины и накипи, залить промывочный раствор, дать поработать двигателю 15-20 минут, слить и промыть водой 2-3 раза. После чего можно заливать новую. Желательно, качественную. Если летом использовалась вода, а не антифриз, процедура промывки будет такая же, потому, что наверняка на стенках системы охлаждения образовалась накипь и продукты коррозии. Напоминаем, что при толщине накипи порядка 2 мм расход топлива увеличивается аж до 10%.- Как часто надо менять «ТОСОЛ»? 
 «ТОСОЛ» в процессе эксплуатации изменяет свои характеристики: снижается запас щелочности, увеличивается склонность к пенообразованию и увеличивается способность вызывать коррозию металлов (это происходит из-за выработки состава и испарений присадок). Обычный срок службы «ТОСОЛа» 2-3 года, или 60-80 тыс. км пробега при условии поддержания в течение этого времени требуемой плотности — не менее 1,065 кг/см3.- Как часто нужно менять охлаждающую жидкость? 
 Антифриз в процессе эксплуатации вырабатывает свои присадки и изменяет свои характеристики: расходуется запас щелочности, увеличивается склонность к пенообразованию, возрастает способность вызывать коррозию металлов, испаряется со временем вода, повышается плотность, снижается теплопередача. Срок службы настоящего «ТОСОЛ-А40М» — около 3 лет. Срок службы других охлаждающих жидкостей обычно указывается производителем на этикетке, но не более 5 лет. Если радиатор не подтекает, двигатель не перегревается, антифриз можно поменять только после окончания срока эксплуатации. Но не мешает раз в полгода слить и посмотреть: сильно ли изменился внешний вид, нет ли осадков и продуктов коррозии, если да, нужно менять.- Можно ли смешивать различные тосолы и антифризы? 
 Если коротко, то лучше не рисковать. Хотя основу этих жидкостей составляют этиленгликоль или пропиленгликоль, которые нормально смешиваются друг с другом, дело все, как уже говорилось, в присадках, их наличии или отсутствии, количестве и качестве. Настоящий «ТОСОЛ-А40М» содержит присадки, предотвращающие коррозию меди, припоя, чугуна, латуни, стали, но не содержит присадки, защищающие алюминий. Он специально разработан для наших «Жигулей». В целом ряде наших отечественных и импортных антифризов такие присадки или часть их отсутствуют, поэтому заливать их в «Жигули» и «Лады» — портить машины. С другой стороны из-за отсутствия алюминиевой защиты в «ТОСОЛ-А40М» его нельзя заливать в иномарки. Словом, все дело в присадках, и именно из-за них разные антифризы не рекомендуется смешивать. Кроме того, присадки могут быть просто несовместимы друг с другом, в результате чего может выпадать осадок или чего хуже образоваться нежелательное соединение. Химия все-таки! А кто знает, какие у кого присадки? Это же тайна за «семью печатями». Не верьте о полной совместимости с любыми отечественными и западными антифризами. Хотя проверить на совместимость можно. Это целая исследовательская работа и если она проведена, то указывают конкретные совместимые марки, а не все антифризы.- Как разводить «ТОСОЛ» и что такое «ТОСОЛ-концентрат»? 
 Стандартный «ТОСОЛ» обычно имеет температуру замерзания -40°С. Дело в том, что наиболее распространенный способ применения антифриза в Европе – разведение концентрата. Обычно, концентрат разводят в следующих отношениях: 1:1 – температура замерзания -40°С; 2 части концентрата — 3 части воды — температура замерзания -30°С; 1:2 – температура замерзания -20°С. Еще одна тонкость заключается в том, что многие импортные концентраты расслаиваются при контакте с жесткой водой, содержащей соли кальция и магния. Стопроцентную гарантию от появления осадка может дать только дистиллированная вода. Ее мы и рекомендуем использовать.- Как разводить антифриз-концентрат? 
 Антифриз-концентрат перед заливкой в радиатор обязательно разбавляют водой, потому, что он предназначен не для использования как таковой, а для приготовления из него охлаждающих жидкостей с различной температурой замерзания. Антифриз-концентрат — почти 100% этиленгликоль (воды не более 5%) с добавленными в него сконцентрированными присадками. Температура такого антифриза около минус 13°С. Чтобы получить охлаждающую жидкость с температурой замерзания минус 39-40°С, концентрат разводят водой в соотношении 1:1, чтобы температура замерзания была минус 30°С, в соотношении 2:3, минус 20°С — в соотношении 1:2. Лучше всего разводить дистиллированной водой, 100% гарантия, что не выпадет осадок ни при разбавлении, ни при эксплуатации. Если Вам обещают, что можно разбавлять обычной водой, то лучше сначала проверить, приготовив небольшой объем раствора антифриза в нужном вам соотношении на вашей водопроводной воде. Денек-другой пусть постоит и, если не будет помутнения или осадка, готовьте раствор и заливайте в радиатор.- Можно ли «ТОСОЛ» разбавлять водой? 
 «ТОСОЛ» — незамерзающая жидкость, заливающаяся в двигатели. Цифра на упаковке «ТОСОЛ-40», как говорилось выше, соответствует минусовой температуре замерзания жидкости, а точнее — потери ею текучести. Самый ходовой «ТОСОЛ-40» на 45 процентов состоит из воды, на 53 процента — из этиленгликоля и на 2 процента — из присадок. Благодаря присадкам все то, что омывает «ТОСОЛ», покрывается защитной антикоррозионной пленкой. Если «ТОСОЛ» разбавить водой даже в небольшой пропорции, то пленка разрушается, и металл коррозирует в гораздо большей степени, чем, если бы вместо «ТОСОЛа» была залита просто вода. А это значит, что РАЗБАВЛЯТЬ «ТОСОЛ» ВОДОЙ НЕЛЬЗЯ!- А что будет при температуре, скажем, -50? 
 В отличие от воды, «ТОСОЛы» при замерзании не расширяются и не образуют твердой сплошной массы. Образуется рыхлая масса кристаллов воды в среде МЭГ. Обычно такая масса не приводит к замораживанию радиатора и не препятствует запуску двигателя. Даже после кристаллизации раствора не происходит существенных изменений, поскольку коэффициент увеличения объема у «ТОСОЛа» гораздо ниже, чем у воды, и механических повреждений радиатора нет. «ТОСОЛ» после пуска быстро переходит в жидкое состояние.- Меры предосторожности: - Ядовито — при попадании внутрь организма, в глаза, на кожу. Промыть обильно водой. Хранить в недоступном для детей месте. - Упаковка: - Прозрачные банки из ПЭТ материала, тара объёмом 1л. и 5л. - По заказу делается фасовка в банки из П/Э, банки объёмом 10л., и 20л. В железные бочки по 50л и 200л. Также налив в кубы и автоцистерны. - Срок хранения 5 лет в закрытой таре. - СРОК СЛУЖБЫ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ 
 При эксплуатации охлаждающая жидкость стареет — концентрация ингибиторов в ней постепенно снижается, теплопередача уменьшается, склонность к пенообразованию увеличивается, а незащищенные металлы интенсивно коррозируют. Ресурс антифриза прямо зависит от его качества и пробега автомобиля.- Срок замены антифриза предписывает автозавод или изготовитель. Обычно антифриз нужно менять раз в 2-3 года. На современных автомобилях срок замены антифриза может составлять более 5 лет или 250 000 км пробега. Например, Volkswagen придерживается такого графика замены антифриза, залитого в новую машину. А АвтоВАЗ указывает замену через 75 000 км пробега или 3 года, при использовании подобного антифриза. 
 
				 
								 
								 
								 
															 
															 
 
								