“ТОСОЛ” – укоренившееся название для охлаждающих жидкостей (ОЖ или антифризов), которые применяются в системе охлаждения автомобиля, хотя используются и другие отечественные и зарубежные названия охлаждающей жидкости. Для чего нужен “ТОСОЛ”? Чтобы зимой не замерз радиатор, ну а летом, чтобы не сливать, он остается в радиаторе. В принципе, почти правильно, но упрощенно. Главное – это защита системы охлаждения двигателя при морозе и перегреве летом. Основа “ТОСОЛа” – гликолевый эфир – моноэтиленгликоль (МЭГ) – прозрачная сладковатая жидкость с плотностью около 1,112 г/см3 с температурой кипения 197С. Для обеспечения всех необходимых для “ТОСОЛа” свойств в его состав входят около 10 различных присадок, и отсутствие даже одной из них может существенно ухудшить качество “ТОСОЛа”.

“ТОСОЛ” – это аббревиатура названия отдела, где он был разработан. ТОС – Технология Органического Синтеза, окончание ОЛ – обозначает в химии принадлежность к группе спиртов (метанОЛ, этанОЛ).

Основные свойства “ТОСОЛа”:

  • не замерзает при низких температурах
  • не воспламеняется
  • не кипит во всем диапазоне рабочих температур двигателя
  • не пенится
  • не воздействует на материалы системы охлаждения
  • сохраняет химическую стабильность при эксплуатации и хранении
  • имеет высокую теплопроводность и теплоемкость
  • малая вязкость

В СССР были разработаны 3 разновидности отечественных ОЖ, называемых “ТОСОЛ”: “ТОСОЛ-К” (концентрат), “ТОСОЛ-А40М” и “ТОСОЛ-А65М” с соответствующими минусовыми температурами замерзания жидкости. Буквы А40-М означают соответственно: А – автомобильный, М – модернизированный, 40 – температура замерзания. На данный момент указанная выше аббревиатура означает торговую марку “ТОСОЛа”, выпускаемого различными производителями, в соответствии с ГОСТ 28084-89.

«ТОТЕК ТОСОЛ А-40 Синий» – охлаждающая жидкость (ОЖ) которая изготавливается из водного раствора моноэтиленгликоля и многофункционального пакета моющих, антикоррозионных и смазывающих присадок. Предотвращает появление накипи и коррозии в системе охлаждения и обеспечивает нормальный тепловой режим работы двигателя. Можно использовать в качестве теплоносителя в локальных системах отопления. Не содержит нитритов и аминов, имеет повышенный срок эксплуатации. Обеспечивает защиту от замерзания до -40°С.

Назначение:

охлаждающие жидкости для системы охлаждения автомобиля, не замерзающие при низкой температуре.

Преимущества «ТОТЕК ТОСОЛ А-40»:

  • Превосходная защита двигателей с чугунными блоками.

  • На основе неорганических ингибиторов коррозии.

  • Не содержит нитритов и аминов.

    Примечание:

    Что такое “Антифриз”?
    Термин “Антифриз” происходит от латинского слова “anti — против” и английского “freeze – замерзать”. Антифриз – это универсальное название автомобильных ОЖ (охлаждающая жидкость), пришедшее к нам из-за границы.

    Какая разница между отечественными “ТОСОЛами” и зарубежными “Антифризами”?
    Если обращать внимание на один, считающийся наиболее важным, показатель, а именно, температуру замерзания, то особой разницы нет. Скажем, простой 1:1 водный раствор Моноэтиленгликоля также имеет температуру замерзания около -40°С, но по показателю коррозионной стойкости такой раствор при высоких температурах в 200 раз более агрессивен, чем простая вода, и может “проесть” радиатор в считанные месяцы. Разница между отечественными “ТОСОЛами” и зарубежными “Антифризами” в комплексе присадок – ингибиторов коррозии, в применяемых в них добавках. Поэтому их нельзя смешивать.

    Как влияет цвет “ТОСОЛа” на его свойства?
    Никак. Приготовленный “ТОСОЛ” бесцветен и окрашивается для того, чтобы его случайно не выпили. Обычно выбирается цвет неестественный для живой природы. Так, в наших странах привыкли к синему или светло-зеленому оттенку, в Германии принят темно-зеленый цвет, в Италии – красный.

    Что и как можно проверить при покупке “ТОСОЛа”?

    – Температура замерзания.
    Измеряется плотномером, проградуированном в градусах. Это измерение основано на том факте, что при плотности “ТОСОЛа” 1.065-1.085 г/см3 он замерзает при -40°С. Такое измерение плотности должно производиться при температуре -20°С. И если измерить тот же “ТОСОЛ” при температуре -35°С, плотномер покажет температуру замерзания -30°С, а при температуре измерения -20 С покажет температуру замерзания -48°С.

    – Цвет.
    Как указывалось выше – не имеет отношения к физическим свойствам продукта. Даже бесцветный раствор вполне может быть работоспособным, просто в этом случае мог использоваться недостаточно стойкий краситель. Но и это – плохой признак. Обратите внимание на наличие осадка и общую прозрачность раствора.

    – Вкус, запах.
    МЭГ сладковат на вкус и не имеет запаха. Не пытайтесь пробовать “ТОСОЛ” на “язык”. “ТОСОЛ” – вещество токсичное. Ученые утверждают, что всего 100 граммов его могут отправить человека на тот свет.

    Как заменять “ТОСОЛ”?
    Если вы захотели поменять “ТОСОЛ” в системе охлаждения автомобиля, то заведите и прогрейте двигатель в течение 5 минут, при этом кран отопителя салона должен быть открыт. Остановите двигатель, слейте “ТОСОЛ” (антифриз) из радиатора и залейте чистую воду, добавьте в неё средство для промывки системы охлаждения, которые сейчас в изобилии продаются в автомобильных магазинах, дайте поработать двигателю время, указанное в инструкции средства, после этого слейте воду через сливную пробку радиатора. Промывайте всю систему охлаждения двигателя водой, пока не убедитесь, что вода сливается чистой. Заполните систему охлаждения новым “ТОСОЛом” (антифризом).

    Как заменять отработанную охлаждающую жидкость на новую?
    Слить старую, тщательно промыть водой с использованием средств для очистки от ржавчины и накипи, залить промывочный раствор, дать поработать двигателю 15-20 минут, слить и промыть водой 2-3 раза. После чего можно заливать новую. Желательно, качественную. Если летом использовалась вода, а не антифриз, процедура промывки будет такая же, потому, что наверняка на стенках системы охлаждения образовалась накипь и продукты коррозии. Напоминаем, что при толщине накипи порядка 2 мм расход топлива увеличивается аж до 10%.

    Как часто надо менять “ТОСОЛ”?
    “ТОСОЛ” в процессе эксплуатации изменяет свои характеристики: снижается запас щелочности, увеличивается склонность к пенообразованию и увеличивается способность вызывать коррозию металлов (это происходит из-за выработки состава и испарений присадок). Обычный срок службы “ТОСОЛа” 2-3 года, или 60-80 тыс. км пробега при условии поддержания в течение этого времени требуемой плотности – не менее 1,065 кг/см3.

    Как часто нужно менять охлаждающую жидкость?
    Антифриз в процессе эксплуатации вырабатывает свои присадки и изменяет свои характеристики: расходуется запас щелочности, увеличивается склонность к пенообразованию, возрастает способность вызывать коррозию металлов, испаряется со временем вода, повышается плотность, снижается теплопередача. Срок службы настоящего “ТОСОЛ-А40М” – около 3 лет. Срок службы других охлаждающих жидкостей обычно указывается производителем на этикетке, но не более 5 лет. Если радиатор не подтекает, двигатель не перегревается, антифриз можно поменять только после окончания срока эксплуатации. Но не мешает раз в полгода слить и посмотреть: сильно ли изменился внешний вид, нет ли осадков и продуктов коррозии, если да, нужно менять.

    Можно ли смешивать различные тосолы и антифризы?
    Если коротко, то лучше не рисковать. Хотя основу этих жидкостей составляют этиленгликоль или пропиленгликоль, которые нормально смешиваются друг с другом, дело все, как уже говорилось, в присадках, их наличии или отсутствии, количестве и качестве. Настоящий “ТОСОЛ-А40М” содержит присадки, предотвращающие коррозию меди, припоя, чугуна, латуни, стали, но не содержит присадки, защищающие алюминий. Он специально разработан для наших “Жигулей”. В целом ряде наших отечественных и импортных антифризов такие присадки или часть их отсутствуют, поэтому заливать их в “Жигули” и “Лады” – портить машины. С другой стороны из-за отсутствия алюминиевой защиты в “ТОСОЛ-А40М” его нельзя заливать в иномарки. Словом, все дело в присадках, и именно из-за них разные антифризы не рекомендуется смешивать. Кроме того, присадки могут быть просто несовместимы друг с другом, в результате чего может выпадать осадок или чего хуже образоваться нежелательное соединение. Химия все-таки! А кто знает, какие у кого присадки? Это же тайна за “семью печатями”. Не верьте о полной совместимости с любыми отечественными и западными антифризами. Хотя проверить на совместимость можно. Это целая исследовательская работа и если она проведена, то указывают конкретные совместимые марки, а не все антифризы.

    Как разводить “ТОСОЛ” и что такое “ТОСОЛ-концентрат”?
    Стандартный “ТОСОЛ” обычно имеет температуру замерзания -40°С. Дело в том, что наиболее распространенный способ применения антифриза в Европе – разведение концентрата. Обычно, концентрат разводят в следующих отношениях: 1:1 – температура замерзания -40°С; 2 части концентрата – 3 части воды – температура замерзания -30°С; 1:2 – температура замерзания -20°С. Еще одна тонкость заключается в том, что многие импортные концентраты расслаиваются при контакте с жесткой водой, содержащей соли кальция и магния. Стопроцентную гарантию от появления осадка может дать только дистиллированная вода. Ее мы и рекомендуем использовать.

    Как разводить антифриз-концентрат?
    Антифриз-концентрат перед заливкой в радиатор обязательно разбавляют водой, потому, что он предназначен не для использования как таковой, а для приготовления из него охлаждающих жидкостей с различной температурой замерзания. Антифриз-концентрат – почти 100% этиленгликоль (воды не более 5%) с добавленными в него сконцентрированными присадками. Температура такого антифриза около минус 13°С. Чтобы получить охлаждающую жидкость с температурой замерзания минус 39-40°С, концентрат разводят водой в соотношении 1:1, чтобы температура замерзания была минус 30°С, в соотношении 2:3, минус 20°С – в соотношении 1:2. Лучше всего разводить дистиллированной водой, 100% гарантия, что не выпадет осадок ни при разбавлении, ни при эксплуатации. Если Вам обещают, что можно разбавлять обычной водой, то лучше сначала проверить, приготовив небольшой объем раствора антифриза в нужном вам соотношении на вашей водопроводной воде. Денек-другой пусть постоит и, если не будет помутнения или осадка, готовьте раствор и заливайте в радиатор.

    Можно ли “ТОСОЛ” разбавлять водой?
    “ТОСОЛ” – незамерзающая жидкость, заливающаяся в двигатели. Цифра на упаковке “ТОСОЛ-40”, как говорилось выше, соответствует минусовой температуре замерзания жидкости, а точнее – потери ею текучести. Самый ходовой “ТОСОЛ-40” на 45 процентов состоит из воды, на 53 процента – из этиленгликоля и на 2 процента – из присадок. Благодаря присадкам все то, что омывает “ТОСОЛ”, покрывается защитной антикоррозионной пленкой. Если “ТОСОЛ” разбавить водой даже в небольшой пропорции, то пленка разрушается, и металл коррозирует в гораздо большей степени, чем, если бы вместо “ТОСОЛа” была залита просто вода. А это значит, что РАЗБАВЛЯТЬ “ТОСОЛ” ВОДОЙ НЕЛЬЗЯ!

    А что будет при температуре, скажем, -50?
    В отличие от воды, “ТОСОЛы” при замерзании не расширяются и не образуют твердой сплошной массы. Образуется рыхлая масса кристаллов воды в среде МЭГ. Обычно такая масса не приводит к замораживанию радиатора и не препятствует запуску двигателя. Даже после кристаллизации раствора не происходит существенных изменений, поскольку коэффициент увеличения объема у “ТОСОЛа” гораздо ниже, чем у воды, и механических повреждений радиатора нет. “ТОСОЛ” после пуска быстро переходит в жидкое состояние.

    Меры предосторожности:

    Ядовито – при попадании внутрь организма, в глаза, на кожу. Промыть обильно водой. Хранить в недоступном для детей месте.

    Упаковка:

    Прозрачные банки из ПЭТ материала, тара объёмом 1л. и 5л.

    По заказу делается фасовка в банки из П/Э, банки объёмом 10л., и 20л. В железные бочки по 50л и 200л. Также налив в кубы и автоцистерны.

    Срок хранения 5 лет в закрытой таре.

    СРОК СЛУЖБЫ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ
    При эксплуатации охлаждающая жидкость стареет — концентрация ингибиторов в ней постепенно снижается, теплопередача уменьшается, склонность к пенообразованию увеличивается, а незащищенные металлы интенсивно коррозируют. Ресурс антифриза прямо зависит от его качества и пробега автомобиля.

    Срок замены антифриза предписывает автозавод или изготовитель. Обычно антифриз нужно менять раз в 2-3 года. На современных автомобилях срок замены антифриза может составлять более 5 лет или 250 000 км пробега. Например, Volkswagen придерживается такого графика замены антифриза, залитого в новую машину. А АвтоВАЗ указывает замену через 75 000 км пробега или 3 года, при использовании подобного антифриза.

Задайте вопрос нашим опытным специалистам! Мы готовы помочь вам с любыми вопросами. Просто оставьте ваш запрос, и мы свяжемся с вами в кратчайшие сроки.

Топливные технологии - ТОТЕК | моторное масло, присадки, топливо