Острая борьба на юбилейном ралли «Карелия»

1 февраля, 2023 100%

В минувший уик-энд чемпионат России по классическом ралли начал свой тридцать второй сезон. В 2023 году в календаре главной раллийной серии страны были запланированы семь этапов – два зимних, один весенний, два летних и столько же осенних. А открывало сезон ралли «Карелия» – старейшее из ныне существующих снежно-ледовых ралли нашей страны.

В 2023 году ралли «Карелия» отмечало своеобразный юбилей – в качестве зимней гонки со снежно-ледовым покрытием оно проводилось в десятый раз. А вообще зимнее ралли в Республике Карелия проводится с 2002 года, но за годы  своего существования оно носило разные названия – ралли «Снежная Ладога», ралли «Ладога», ралли «Лахденпохья».

Юбилейная гонка сделала зрителям и самим участникам сразу несколько роскошных подарков. Во-первых, количество участников гонки 2023 года в сравнении с прошлогодним изданием ралли «Карелия» увеличилось – в стартовой ведомости было пятьдесят три экипажа против сорока шести, осмелившихся выйти на старт год назад.

В межсезонье в интернете многие гонщики выставили на продажу свою технику – создавалось ощущение, что российское ралли вот-вот настигнет колоссальный кадровый голод по причине ухода из спорта значительного количества спортсменов. Но на самом деле произошло совершенно другое – гонщики продавали свои автомобили, чтобы купить более совершенные и теперь будут продолжать борьбу на более высоком уровне.

Вообще состав участников ралли «Карелия» 2023 года оказался чрезвычайно интересным – здесь было множество фамилий, к каждой из которых можно было применить эпитет «впервые».

Действующий обладатель Кубка России по ралли и чемпион России по ралли-рейдам 2022 года Владимир Васильев начал в Карелии свой первый полный сезон в чемпионате России по ралли. Ярославец Алексей Петров в межсезонье пересел с «серийной» Mitsubishi Lancer Evolution IX на прототип Lada Granta Proto и впервые проведёт сезон, сражаясь только в абсолютном зачёте чемпионата России по ралли.

Экс-кольцевик   Клим   Гаврилов   в   прошлом   году   проехал несколько «пристрелочных» гонок, а в этом сезоне начиная с Карелии впервые попробует покорить сразу весь чемпионат страны. Дмитрий Никончук впервые с 2008 года, а его именитый штурман Алексей Арнаутов впервые с 2015 года вернулись на старт этапа российского раллийного чемпионата. Роман Беляев также в первый раз с 2015 года попробует свои силы на зимнем этапе чемпионата России по ралли. Впервые за всю свою карьеру Михаил Алексеев решил узнать каково это – пилотировать полноприводный раллийный автомобиль.

Вернулись после перерыва на зимний этап чемпионата страны Антон Бодров и Алексей Аксаков – на «прототипе» Mitsubishi Lancer Evolution VIII они собирались бороться за самые высокие места в абсолютном зачёте.

Владислав Лобаев выступает в чемпионате редко, но если уж выступает, то на чём-то особенном. Среди его машин были экс-заводские А- групповые Subaru Legacy и Ford Escort RS Cosworth, а также «уорлд ралли кар» Ford Escort WRC. Известный российский оружейник не выступал в чемпионате России по ралли аж с 2001 года, а для первого старта в серии после более чем двадцатилетнего перерыва он выбрал Subaru Impreza R4 «из-под» самого Сергея Успенского.

Кировский гонщик Клим Байков постоянно участвует в различных раллийных соревнованиях в России, Финляндии и Прибалтике. Но в Карелию он приехал впервые – да что там, он до этого года никогда не выступал на этапах чемпионата России по ралли! И, наконец, на ралли «Карелия»  2023  года  стартовал  Алексей  Константинов,  который  не появлялся на этапах чемпионата страны с 2013 года – то бишь у него был десятилетний перерыв и карельская гонка стала для него первым стартом после возвращения.

Вторым сюрпризом ралли «Карелия» 2023 года стал список тех участников, кто… не приехал сюда! Это любопытно, потому что в этом списке есть несколько очень известных и именитых пилотов, которые пропустили карельскую гонку, но планируют выйти на старт других этапов чемпионата. К примеру, это относится к бронзовому призёру прошлогоднего чемпионата и многократному чемпиону страны в моноприводе Дмитрию Воронову, а также чемпиону России по ралли 2021 года Игорю Буланцеву. Оба гонщика пропускали ралли «Карелия», но обещали вернуться в гонки в самое ближайшее время.

И, наконец, третьим сюрпризом стала погода. За несколько дней до гонки ударила оттепель, а в ночь перед гонкой ударил мороз, который продержался все дни гонки. Подтаявший снег схватился и превратился в ровный как стекло лёд. На ознакомлении это привело к нескольким вылетам с дороги, а вот непосредственно во время гонки боевой шип и покрытие создавали ощущение, что машина мчится по сухому асфальту на прогретой резине – так утверждают сами участники ралли «Карелия».

Для информации – по Артура Мурадяна, который вёл борьбу за победу, максимальная скорость его Skoda Fabia Rally2 Evo по ходу гонки составляла 182 км/ч. А «прототип» Mitsubishi Lancer Evolution VIII Антона Бодрова разгонялся даже до 195 км/ч. И это по голому льду!

Впрочем, в этом нет ничего удивительного – карельские спецучастки всегда славились высочайшими скоростями. Для неподготовленного человека названия спецучастков ралли «Карелия» станут лишь странным набором букв, часть из которых к тому же повторяются. Но у любителей  ралли  они  вызовут  учащённое  биение  сердца  – «Лумиваара», «Эстерло», «Семь хуторов», «Кетроваара», «Аккахарью». Здесь что ни спецучасток, то легенда.

А объединяет их одно – характер: все отрезки дистанции зимнего карельского ралли представляют собой адскую смесь высочайших скоростей, фантастических трамплинов и «трёхмерных» поворотов. Причём зачастую всё это гонщики проезжают в тёмное время суток по узкой трассе в вековом лесу, где малейшая ошибка может привести к вылету в лес, а дальше существует риск проделать новую просеку. Однако перед стартом участники ралли «Карелия» конечно же не думали ни о чём плохом – все были настроены на интересную гонку и острую борьбу.

В минувшем году на трёх из шести этапов на первой и второй позиции финишировали Денис Ростилов и Артур Мурадян – где- то екатеринбуржец был быстрее своего соперника, а где-то более быстрым был его визави. Стартовый этап сезона-2023 показал – это противостояние никуда не исчезло и вполне возможно в этом году мы ещё не раз увидим подобную дуэль.

Денис Ростилов (победитель ралли «Карелия»): «На втором проходе очень сильно удивились провал в зацепе; поначалу было непонятно, почему машина сильно скользит, но потом стало ясно, что короткий семимиллиметровый шип был хорош только на первом проходе, а на втором, когда уже появилась отработка – а я привык ехать широко – мы начали много проигрывать в скольжении. В межсезонье было ощущение, что уже нагонялся – за прошедшие месяцы не возникало желания, пока не погоняли тесты. Очень удивляет количество и качество канала. Дай Бог, оно так и будет развиваться дальше: одни “нули” чего стоят, да и среди зрителей есть быстрые ребята. Вот всех их в канал – и будет вообще супер, будет у нас отличное российское ралли».

Лучшее время на всех десяти спецучастках ралли «Карелия» показал действующий чемпион России Денис Ростилов, однако вице-чемпион страны Артур Мурадян также на всех десяти был вторым и порой его отставание было микроскопическим.

Артур Мурадян (2 место в абсолютном зачёте): «Я успел соскучиться по сезону: уже в декабре хотелось на тесты, но, к сожалению, машина – ну, мотор – была готова только после новогодних праздников, поэтому мы прилетели всего один раз на двухдневные тесты. Нужно чуть   больше.   Возможно,   поеду   какие-то   гонки   в   Асбесте   – на «Маздах», чисто для себя, собрать разноплановую технику. Ну а так – жду ралли «Суворов»!»

Представьте себе накал борьбы между Ростиловым и Мурадяном, когда после двенадцати километров сумасшедшей «Лумиваары», где за всю дистанцию гонщики лишь несколько раз притормаживают, разрыв между двумя лидерами составляет каких-то четыре десятых секунды! И это при средней скорости свыше 135 км/ч. Но и это не рекорд – во второй день на спецучастке «Кетроваара» Денис Ростилов показал среднюю скорость 146,8 км/ч.

Но если в сражении за победу участвовали лишь двое, то за места в лидирующей группе – и в том числе за «бронзу» карельского этапа чемпионата страны – боролась целая группа экипажей. Со старта более удачливыми оказались обладатели «прототипов» Александр Осипов, Алексей Петров и Клим Гаврилов. Но затем опытнейший Владимир Васильев сказал своё слово и начал отыгрывать позицию за позицией.

C шестого места он поднялся сперва на четвёртое, затем Клим Гаврилов предпринял атаку и сместил Васильева на пятое место, но уже на следующем спецучастке петербуржец предпринял контратаку и вернул четвёртое место, а затем вышел на третье, опередив Александра Осипова. В итоге именно Владимир Васильев завоевал третье место на финише ралли «Карелия» – это его лучший результат на этапах чемпионата России по ралли за всю карьеру!

Открытием гонки стал Клим Гаврилов – кольцевик, для которого это был дебютный этап чемпионата страны, в целом лишь пятое ралли в жизни и второе на полном приводе – сумел закончить гонку на четвёртой позиции, оставив позади весьма и весьма сильных пилотов Александра Осипова и Алексея Петрова.

Возвращение Антона Бодрова также прошло успешно – седьмое место в абсолютном зачёте. Вслед за ним гонку закончили победитель в зачёте N4 Алексей Миронов, Олег Топоров, а замкнул десятку сильнейших Александр Михайлов.

Александр Зайцев финишировал на 11 месте и стал лучшим в младшем моноприводном зачёте R2. Победитель зачёта R3 Тимофей Андрющенко занял 15 место в абсолютном зачёте.

Одним из шоу-стопперов ралли «Карелия» по мнению болельщиков стал экипаж Романа Беляева и Никиты Северюхина, выступавших на легендарном ВАЗовском кит-каре 21107. Сражаться на моноприводном автомобиле в зачёте N4 c полноприводными Mitsubishi и Subaru непросто, но экипажу удалось опередить нескольких обладателей таких машин.

 

Роман Беляев (8 место в зачёте N4): «Основной целью нашего выезда на ралли «Карелия» было вкатиться и пристреляться к соперникам, сработаться с новым штурманом и механиками. Люблю эти дороги, но за рулём боевой машины я не ездил около полугода, а на шипах и зимой ночью не ездил несколько лет. И поэтому вкатились мы лишь к последней секции. Нашли свой ритм, я вкатился в машину, дорогу и штурмана. И теперь с этого уровня нужно возвращать свою спортивную форму. При этом везде где могли ехали агрессивно – ехали в полный газ. Приятно порадовала организация гонки – глобальных проблем не было никаких. В сезоне-2023 официальным поставщиком топлива для чемпионата России по ралли стала компания TOTEK. Наш экипаж использует топливо и смазочные материалы этой компании. Масло безупречно отработало во время ралли «Карелия» – двигатель почти всё время работал в предельных режимах, я крутил его до 8000 об/мин, нигде не отпускал. И мотор ни разу не перегревался, при том, что мотор Opel мощный, но довольно хрупкий. Качество масла для него критично. Поэтому мы и ездим на масле TOTEK – оно выдерживает такие нагрузки. Не возникало вопросов и по топливу – никаких сбоев, никакой детонации».

Из пятидесяти трёх экипажей, вышедших на старт ралли  «Карелия» 2023 года до финиша добрался сорок один дуэт. При этом лишь два схода были вызваны вылетами с трассы – не повезло Юрию Образцову и Александру Золотарю. Все остальные десять сошедших оказались за бортом соревнований из-за тех или иных технических проблем.

Первый этап чемпионата России по ралли завершён. Меньше чем через месяц участников серии ждёт следующая гонка – ралли «Суворов», которое впервые будет проводиться в статусе этапа чемпионата страны. Гонка пройдёт в окрестностях посёлка Любытино Новгородской области с 24 по 26 февраля.

Фото: Михаил Хващевский

Задайте вопрос нашим опытным специалистам! Мы готовы помочь вам с любыми вопросами. Просто оставьте ваш запрос, и мы свяжемся с вами в кратчайшие сроки.

Топливные технологии - ТОТЕК | моторное масло, присадки, топливо