КОРПОРАЦИЯ ТОПЛИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ выпустила ряд продуктов присадок к дизельному топливу, в значительной степени способствующие снижению негативного воздействия автотранспорта на окружающую среду и человека. Это препараты присадки к топливу «ТОТЕК Цетан МАХ (суперформула)», «ТОТЕК для ЕВРО-4», и препарат для антифрикционной обработки двигателя «ТОТЕК Астра Робот -1,2». Применение которых возможно и экономически оправдано на горнодобывающих предприятиях.
Например, по данным Алроса, карьер «Удачный» по причине загазованности в 1988 году простоял 145 часов, в 1989 – 1108, в 1990 – 1529, в 1991 – 1894, 1992 – 2340, в 1993 – 1958, в 1994 – 1985, в 1995 – 2116, в 1996 – 1286, в 1997 – 1479, в 1998 году – 1302 часа (при средневзвешенной высоте подъема горной массы 200 – 450 м).
Эта проблема особенно актуальна для карьера «Юбилейный» , глубина которого в 1999 году достигла 110 м, а возможности естественного проветривания очень ограничены из-за низкой среднегодовой скорости ветра (3,5 м/с) и значительной продолжительности штилевого периода (11 %). Применение автотранспорта ухудшает экологическую ситуацию в карьерах из-за большого выброса вредных выбросов. Простои карьеров из-за загазованности иногда достигают 1500 часов в год (АК «Алроса»). Поэтому увеличение глубины карьеров до 300-500 м , что увеличивают протяженность маршрута по серпантину до 5 км еще более усугубляют проблему загазованности и увеличивают простои карьеров. При этом на подъем руды автосамосвалами тратятся огромные энергоренсурсы, т.к мощность дизель генераторов автосамосвалов достигает 2000 КВТ и более. И даже небольшёе улучшение топливной экономичности приведет, как к экономии топлива так и снижению суммарного количества эмиссии выхлопных газов.
Поэтому поиск альтернативного технического решения, например, применение на карьерах в топливе указанных выше присадок к топливу ТОТЕК позволит снизить вредность выбросов отработанных газов карьерных самосвалов на величину не менее чем в 40% это очень значительная цифра, учитывая, что не нужны дорогостоящие инвестиции в новую технику и разработки её, нужна лишь разумная оценка сделанного специалистами ТОТЕК, предложения службам эксплуатирующим карьеры, экологам, владельцев этих карьеров. При этом применение указанных присадок, позволит поднять топливную экономичность и для выработки дизель генераторами карьерных самосвалов будет расходоваться вместо 202гр/ДТ на 1кВа примерно 189-192гр., продлит срок службы активных нейтрализаторов отработанных газов, выхлопных труб, форсунок и топливных насосов. Положительную роль присадки играют в продлении срока службы моторных масел более чем на 20% за счёт того, что топливо полностью сгорает в цилиндрах и не попадает в масло из-за чего происходит ускоренное его старение – основная причина износа цилиндро-поршневой группы дорогостоящих двигателей. Продлится срок службы цилиндро поршневой группы не менее чем на 80%, а совокупное приведённое снижение эксплуатационных затрат карьерной техники достигает более 20%.
Хотелось бы особо подчеркнуть социальную важность опасными и вредными газо и парообразными примесями атмосферы карьеров, каковыми являются окислы азота, окись углерода, сероводород, сернистый газ, акролеины, альдегиды, масляный туман, содержащиеся в выхлопных газах двигателей большегрузных автосамосвалов. Вдыхание этих газов может вызвать острые и хронические отравления, а также профессиональные заболевания персонала карьеров. Эта проблема легко решается простым применением в составе топлива присадок ТОТЕК. А применение антифрикционной обработки двигателей препаратом ТОТЕК Астра Робот и трансмиссионных агрегатов ещё больше будет способствовать улучшению экологической ситуации и экономики предприятия.
9 октября 2010 г. автор: Брыкин М.А.